© Все права защищены
ENG

Андрей Монастырский

Словарь терминов

АКАДЕМИК ВИЛЬЯМС - Вильямс Василий Робертович (1863-1939), ученый-почвовед, акад. АН СССР (1931), действ. чл.

ВАСХНИЛ (1935). Чл. КПСС с 1928. Скрытый имам КД. Важная фигура шизоаналитического дискурса КД 90-х годов. «Вильямс»- атрибут для Н. Паниткова, сделанный А. М. в январе 1999 г. Из писем, работ и разговоров 90-х годов.

 

АКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ - жанр концептуальных объектов-«гэджетов», предполагающих оперативное взаимодействие с ними со стороны зрителей. Своего рода «аппараты» для получения эстетического впечатления и задающие определенное направление в работе эстетической мысли. Это все объекты «Элементарной поэзии» А. М. (Палец, Пушка и т.д.). Из предшествующих работ- некоторые объекты Р. Морриса 60-х - 70-х годов и т. п. Комментарий к объектам «Элементарной поэзии», 1979. (Akzente №3, 1982, стр. 256). Также в текстах 90-х годов.

 

АЛЛИЛУЕВАНИЕ - акты называния того или иного имени в любом тоталитарном пространстве тотального именования.

(От «Аллиллуйя»- «слава»; вероятно, именно это определило женитьбу Сталина на Аллилуевой). Предисловие к 5 тому ПЗГ. 1989

 

АНОНИМНЫЙ ЗРИТЕЛЬ - адресат акций КД с «остаточным» пустым действием (например, случайные прохожие, увидевшие какие-либо «Лозунги» КД после ухода организаторов акции с места действия, и т.п.). Предисловие к 5 тому ПЗГ. 1989

 

АТТРАКЦИОННОСТЬ - разновидность больших объектов и инсталляций, возникших в современном искусстве в начале 90-х годов (например, на «Документе 9»), где используются некоторые элементы механизмов (технических и организационных) больших парковых аттракционов. Например, у Кабакова в инсталляции «Туалет» место «интерпретационности» было занято физическим проходом зрителей (в неостанавливающейся и очень ограниченной по времени очереди) сквозь «туалет»; аттрактивная машинерия «Двух вращающихся стальных колонн» одного американского художника на «Документе 9», «Ловушка для мух» Ульфа Роллофа, выставленная там же и т. п.

А. Монастырский, С. Хэнсген. Мир аттракционов. 1992

 

«ACT-OUT» ВОСПРИЯТИЯ - «Это трудно объяснить»- так ответил швейцар в ресторане «Золотой колос» на ВДНХ после нашего с Сорокиным вопроса, почему он принес нам водку в бутылке из-под минеральной воды. В беседке без собеседника. 1985

ВЕРЕВКА «КАК ДОРОГА» - гипотетическая (и генетическая) взаимосвязь образа Кабаковских «веревок» (в инсталляциях и т. д.) с одним из его «инспираторов» («Новокировский проспект»). Земляные работы. 1987

 

ВНЕФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - то пространство, где находится фотограф во время съемки (если нет автоспуска) и зрители фотографий (фотоотпечатков). Как бы «действительный» мир и одновременно одно из «спрятывающих пространств» в эстетике КД. Семь фотографий. 1980

 

ВЫСШЕЕ/АДСКОЕ - кульминационные моменты (эстетического) созерцания этапов «Роста психопатологических мощностей в СССР». Из разговоров и записей середины 80-х годов.

 

ГЕРОИ ВОСПРИЯТИЯ - зрители и участники обсуждения акции КД «Бочка». В абстрактном смысле- субъектный элемент «гантельной схемы» в жанрово-сюжетном становлении: «где act-out восприятия становится жанром», т. е. при гипотетическом полагании «восприятия как жанра». В беседке без собеседника. 1985

 

ГНИЛЫЕ (ФАНТОМНЫЕ) ГАНГЛИИ - паратантрические «узлы» в коллективном сознательном/бессознательном. Схема для нейропроходцев. Подарена А. М. Пепперштейну в 1987 г.

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ - созерцательно-энергетические структуры (бреда), ограничивающие доступ к согласованной реальности «измененному» сознанию (в ее экзистенциальном модусе) и по которым саморазвертываются сюжеты коллективного сознательного.

ВДНХ- столица мира. 1986

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ШУМ - производный термин от термина «гносео-логическая жажда» И. Кабакова. Непрерывные и мучительные вопрошания о существующем и его оценки. Фонограмма акционного объекта «Музыка согласия». 1986

 

ГРУППА - вид субъектного члена демонстрационной модели («гантельной схемы»), формообразованный «городскими» акциями КД 2-ого тома ПЗГ (к ним же относится «Четвертая группа» из загородной акции КД «Произведение изобразительного искусства- картина»). Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

«ДАЧНОСТЬ» - существенная «атмосферическая» составляющая эстетики КД. С. Хэнсген, А. М. Диалог «Общие вопросы по эстетической истории круга МАНИ» (вторая часть «Предисловия» к 6 тому ПЗГ). 1991

 

ДЕВЯТЬ МАЛЕНЬКИХ ЗАЙЧИКОВ РУССКОГО МИРА - девять уничтоженных на месте действия метафорических предметов акции КД «Русский мир»: Палка (с оттенком «предмета действия»- см.), Лестница «Тысяча пятьсот небесных умов Коллективных Действий», Кисть руки, Клизма, Голова куклы, Платяная щетка, Скалка, Противень, Книга небытия. Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ- стр. 422-423)

 

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЕТЛЯ - эстетическая ситуация, когда реализация замысла конца плана акции опережает начало его (плана) осуществления (в упрощенном варианте- «конец раньше начала»). «Текст на магнитофоне» акции КД «Остановка». 1983

ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕМОНСТРАЦИИ - основной прием эстетики КД, при котором происходит дистанцирование от демонстрационного акта и он становится предметом содержания акции. В частном значении (см. аудиальную работу А.М. «Речевой поток о пустом действии», 84 г.) такой метод построения текста, при котором «скорость эстетической атаки на зрительское восприятие должна превышать скорость его ответного понимания». А. Монастырский. Демонстрация демонстрации. 1984

«ДЕМОНТАЖНАЯ» ГРУППА - условно- весь круг московского концептуализма, работающий так или иначе с «наглядностью» советской харизмы и осуществляющий (чаще всего бессознательно) критику ее глубинных структур. Речные заводи советской харизмы. 1987

 

ДИСКУРС СХЕМЫ - схема как принцип построения и носитель развертывающегося дискурса текста («табличный дискурс»- то же самое по отношению к таблицам). Предисловие к 5 тому ПЗГ. 1989. Схемы и таблицы 70-х - 90-х годов.

 

ДОРЕЦЕПТИВНЫЕ ЗОНЫ - области сознания, где формируются артикуляции коллективного бессознательного в системе демонстрационных/экспозиционных знаковых полей акций КД 4 тома ПЗГ, Эстетика и магия. 1986

 

ЗАГОРОДНОСТЬ - метафизическое пространство той или иной области больших советских (российских) городов- московская область, ленинградская область и т. д., не привязанное к определенной топографии и возникшее в результате наличия отчетливой границы между «городом» и «не городом». То, что отсутствует в западной коллективной топографической метафизике пространства «между городами» (там действует метафизика «междугородности», стремящаяся к исчезновению и с которой советский, российский человек знаком лишь через информационную- а не транспортно-физическую- «трансцендентальность» вроде «междугородных телефонных переговоров», телеграмм и

т. п.). Загородность- важнейшая категория в эстетики КД (но не входит в «Категории КД»). Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985. КД и «Поездки за город». 1992

 

ЗАПОВЕДНАЯ ДУБРАВА - участок леса в центре Главного ботанического сада в Останкино, огороженный металлической решеткой с момента основания сада (1944), куда до недавнего времени вход был категорически запрещен. Окружен «буферной» зоной- кольцевой полосой леса, ничем не отличающегося от леса, огороженного в «Заповедной дубраве». Возможный инспиратор «полосы неразличения» КД. Лейдерман Ю., Монастырский А. Желтые собаки в заповедной дубраве, 1991; в сб. МАНИ №6 «Реки, озера, поляны...». 1991

 

ЗВУЧАНИЕ СМЫСЛА - смысл как интонация. Предисловие к 4 тому ПЗГ. 1986. (ПЗГ- стр. 452).

 

ИНДЕКСЫ КД - (первоначально- «ДОЛИ КД»). Введены Н. Панитковым (при участии А. М.) в 1990 году для обозначения авторской стратиграфии КД. В настоящее время сумма индексов КД (на январь 1999) составляет 666,5 (по 73 акциям). Сборник МАНИ «Buchgalterium». 1990. А. М. Индексы КД и другие документы КД (обновляющийся текст после каждой акции КД).

 

ИНДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ЗОНЫ (ЗОНА СЛУЧАЙНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ) - этапы пред-ожидания, ожидания, пустого действия, получения приглашения на акцию и поездки к месту действия в акциях КД. Эстетика и магия. 1986

 

КАСАНИЯ - выражение И. Кабакова примерно 1987 года. Использовано А. Монастырским в качестве термина со значением «эстетические акты исследования «белых пятен» географии коллективного бессознательного/сознательного». КД и «Поездки за город». 1992

 

КНИГА НЕБЫТИЯ - один из 9 уничтоженных предметов акции КД «Русский мир»; папка, от которой не осталось никакой документации, кроме «общего плана» на фотографиях и видеозаписи, где нельзя разобрать текст (т. е. «прочитать» эту «Книгу небытия»).

Цзи-Цзи. 1985. (ПЗГ- стр. 421).

 

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ - онтология контекста как предмет интереса эстетики КД в середине 80-х годов- в отличие от интереса традиционной эстетической критики к инструментальной стороне контекста. «Демонстрационность» демонстрационного поля во всей ее «непрозрачности». Земляные работы. 1987. Черные щиты с «намотками» к акции КД «Партитура». 1985

 

КРАЯ «НЕЗАМЕТНОСТИ» - диффузная зона «незаметности», построенная на демонстрационных отношениях между зрителем и «ходом действия», таких, как «отставания», «задержки», «опережения», «совпадения», «пропущенность», «расстояния» и т. п.

Цзи-Цзи. 1985. (ПЗГ- стр.430).

 

ЛИНИЯ ОЖИДАНИЯ (ЛИНИЯ ВОСПРИЯТИЯ) - демонстрационное отношение, умозрительная линия, соединяющая две части «гантельной схемы»- например, «человека вдали» и «зрителей». В сущности- это третья часть «гантельной схемы». В форме «линии восприятия» использовалась в текстах А. М. конца 70-х годов. (В той или иной акции она может быть «линией удаления» или «линией появления» и т.п.). Цзи-Цзи. 1985. (ПЗГ- стр. 418).

 

МАНДАЛЫ РУКОВОДСТВА - языковые системы паратантры (типа И Цзина, протоиндийских циклов, библейской традиции и т. п.), под воздействием которых выстраиваются структуры (и натурализации) коллективного сознательного/бессознательного. Каширское шоссе,

1983-1986. Эстетика и магия, 1986. ВДНХ- столица мира, 1986

 

МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ - концепция детерминированности демонстрационных (творческих) артикуляций
экспозиционным знаковым полем. Важная часть проблематики эстетической автономии и психопатологических (в данном случае- параноидальных) аспектов эстетического дискурса (шизоанализа). Цзи-Цзи. 1985. (ПЗГ- стр. 433).

 

МОТИВАЦИОННЫЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ КОНТЕКСТЫ - дискурсивные составляющие эстетической системы «инспираторов» и демонстрационных/ экспозиционных знаковых полей. Земляные работы. 1987

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬНИЦА, ПАРТИТУРНОСТЬ КАК ТЕХНИЦИЗМ, ДЕМОНСТРАЦИОННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ПСИХИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО АКТА, РОМАНТИКИ ДЕЙСТВИЯ, ХУДОЖНИКИ-ИГРУШКИ, НЕОБОЗРИМЫЕ, МЕСТА ТЕКСТА, НАМОТКИ - термины «музыкальной концептуальности» и «эстетики ошибок» (см. в «следующей серии»  ) - НЕНАЙДЕННОСТЬ МЕСТА ТЕКСТА, МУЗЫКА МОЛЧАНИЯ, МУЗЫКА-ЛЕКЦИЯ, МУЗЫКА-ТЕКСТ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ, МУЗЫКА-КАРТИНА, МЕСТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КЛЕТКА, БОЧКИ ДЛЯ КИТА, ВОЛШЕБНОЖЕЛЕЗНАЯ ФЛЕЙТА. Текст А. М. «Партитура» к акции КД «Партитура». 1985. (ПЗГ- стр. 467-472). Вместо музыки. 1985. (ПЗГ- стр. 475-479).

 

МОТИВ ПАВЛИНА И КОНДОРА - система «сакральных инспираторов», связанная единым мотивом. Земляные работы. 1987.

Конкретно (как произведение)- фоторяд к статье «Земляные работы». 1987

 

НЕВИДИМОСТЬ - демонстрационное отношение в эстетике КД (входит в «Категории КД»).Образуется разными способами- в том числе способом «спрятанности» и «отдаленности». Противостоит «различимой видимости» как «области конкретных значений» и артикуляций. Между ними- «неразличимость» (или «полоса неразличения»). Семь фотографий. 1980

 

НЕЗАПИСАННОСТЬ (на аудиопленку, видеопленку) - фактографическая внедемонстрационность- аналог событийной внедемонстрационности «пустого действия» в полевых акциях КД (конкретно- незаписанное по техническим причинам обсуждение в акции КД «Обсуждение-2», незаписанное на видеопленку действие В. Захарова в акции «У озера» и незаписанные на магнитофон через радиопередатчик комментарии П. Пепперштейна в акции «Поляроид». Две последние акции- из серии «дополнительных акций к 6 тому
ПЗГ» С.Х. и А. М.). О структуре акции Обсуждение-2. 1986

 

НЕЙРОПРОХОДЦЫ - созерцатели и исследователи «фантомных ганглий», контролирующие сумасшествие с помощью «оператора-наблюдателя». Схема для нейропроходцев. Подарена А. М. Пепперштейну в 1987 г.

 

НЕПРОИСХОДЯЩЕЕ/ПРОИСХОДЯЩЕЕ - активированные формы «пустоты» (происходящее) и «предмет-рамы» (непроисходящее; например, какое-либо периферийное действие в поле восприятия). Комментарий к акции «Описание действия». 1984

 

НЕСЛУЧАЙНАЯ ПУСТОТА - поэтический аспект пустого действия как акта, с помощью которого нужно «вернуть неслучайность пустоты всегда случайно пустому пространству». Имеет качество «неизображаемости». Семь фотографий. 1980

 

«ОБОСОБЛЕННОСТЬ» - макрометафора для акций КД. Предисловие к 4 тому ПЗГ (ПЗГ- стр. 450, определение).

 

«ОБЩАЯ ЛИНИЯ» КД - термин Н. Алексеева. Использовался А. М. во внутригрупповом дискурсе КД как метод отбора проектов акций для реализации, точнее- для помещения их (в виде описательных текстов и т.д.) в общий раздел того или иного тома ПЗГ. Для этого в качестве критерия отбора использовались два основных параметра: наличие некоторой «безличности» сюжета в предложенных проектах и доминантное значение «общего» (или даже «школьного» в каком-то смысле) эстетического дискурса (часто в ущерб собственно артистическому жесту, «художественности»- до тех пор, пока «художественность»- в 4 томе ПЗГ- не стала предметом эстетического
внимания). Предисловие к 5 тому ПЗГ. 1989

 

ОБЪЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ И СУБЪЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦИИ - конкретности дискурса демонстрационных/экспозиционных знаковых полей (имена участников, случайные эпизоды, названия мест и их частные характеристики и т. п.). Киевогорское поле (об акции с ботинками). 1986

 

ОПЕРАТОР-НАБЛЮДАТЕЛЬ - вариант распространенного названия способности «смотреть со стороны» на свое собственное сознание в его самых критических изме-ненных состояниях. Каширское шоссе. 1983-1986. Цзи-Цзи. 1985 (ПЗГ- стр. 437).

 

ОСОБО ТЯГОСТНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА - места текстов дискурса, где делаются прямые попытки описаний «апофатических» процессов и областей созерцаний, по своей заданности («природе») не поддающихся таковым. Тексты из 4 тома ПЗГ.

 

ОСОЗНАННАЯ ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ СИНДРОМАТИКА- использование разного рода бредов в построении шизоаналитических текстов, перевод их в плоскость эстетической автономии. Земляные работы. 1987

 

«ОТВЕТНЫЙ» АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИСКУРС - сооружения, возникающие на экспозиционном знаковом поле («текстовая» архитектура) через какое-то время после осуществления на нем ряда демонстрационных артикуляций. Своего рода «инспираторы-памятники» (например, история с «ангарами» на Киевогорском поле и т.п.). Предисловие к 5 тому ПЗГ. 1989

 

ПАРАДОКСАЛИТЕТ- одно из свойств шизоаналитических текстов (чаще всего «неожиданно» обнаруживаемые в текстах связи «высокого» и «низкого», «сакрального» и «естественно-научного» и т.д., но с комическим оттенком «прочитывания»). С. Хэнсген, А. М. Диалог «Вопросы об истории Коллективных действий» (первая часть «Предисловия» к 6 тому ПЗГ). 1990

 

ПАРАТАНТРА - буддийское понятие. В шизоаналитических текстах А. М. использует его в значении «зависимых от человеческой языковой деятельности миров коллективного сознательного/бессознательного». Эстетика и магия. 1984

 

ПАРАФОРМАЛЬНЫЙ ТЕКСТ (АКТ) - «проведение через текст» группы квазитерминов и понятий («параформа», «фальшивый прием», «параморфология», «аффирмативная делибирация» и т. п.) с помощью такой композиционной структуры, которая позволяет рассматривать процесс «возникновения терминов» как эстетически достаточный. Элементарная поэзия № 3 (параформальный комплекс). 1975.

Диалог С. Хэнсген и А. М. «Вопросы об истрории «Коллективных действий» (первая часть «Предисловия» к 6 тому ПЗГ). 1990

 

ПЕРЕГОНЫ И СТОЯНКИ - эстетика, где переплетаются элементы транспортной и религиозной эстетик. Перегоны и стоянки. 1983

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА - термин С. Ромашко. Использован А. М. в серии акций КД (под тем же названием), в которых исследуются демонстрационные/экспозиционные отношения речевых фонаций. Разработан А. М. в ряде статей в 3 томе ПЗГ. Схема «Взаимоотношение демонстра-ционных полей в серии акций КД «Перспективы речевого пространства», 1985 - 1996

 

ПОЛЯ ОЖИДАНИЯ (акционное, «негативное», фактографическое) - эстетические составляющие сложной структуры «пустого действия» акции КД «Негативы», в результате реализации которого возникает предметность «пустого действия» в виде конкретных объектов, выходящих за рамки контекстов всей системы демонстрационных/экспозиционных знаковых полей («постдискриптивные объекты» - предварительный термин, требующий дальнейшей эстетической разработки).

Схема «Структура акции «Негативы» и комментарии к ней». 1998

 

ПОЯВЛЕНИЕ - на уровне эстетического понятия- условие рефлексионного акта демонстрации и восприятия (и название первой акции
КД). Находится в той же дискурсивной парадигме, что и «полоса неразличения». Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

ПРЕДМЕТ ДЕЙСТВИЯ - десятый предмет из 9 предметов акции КД «Русский мир»- стеклянная колба (предложенная Н. Панитковым), который не являлся «метафорическим» предметом в ряду остальных уничтоженных 9 предметов. (Термин по аналогии с «предметом содержания»). Цзи-Цзи. 1985. (ПЗГ- стр. 422).

 

ПРЕДМЕТНАЯ ЗОНА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ПОЛЯ - зона, обнаружившаяся (на уровне 3 тома ПЗГ) в результате развития дискурса демонстрационных/экспозиционных полей, элементы которой (объекты) проявили свою эстетическую самостоятельность, самодостаточность (в отличие от прежних предметов акций КД, которые лишь выполняли функцию приспособлений для создания определенных эффектов восприятия или фактографических знаков). Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

ПРЕД-ПОДГОТОВКА, ПОДГОТОВКА - аналоги соответственно «предожидания» и «ожидания» (на уровне организации акции) на демонстрационном поле«обсуждения» акции КД «Обсуждение-2». О структуре акции «Обсуждение-2». 1986

 

ПРОВАЛЫ («ЧЕРНЫЙ» ДЕКАДАНС) - ряд черных предметов (объектов А. М.), которые были использованы в акциях КД («Перевод», «Юпитер», «Партитура»). Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

ПУСТЫЕ ФОТОГРАФИИ - «центральные» фотографии акций КД, на которых ничего (или почти ничего) не изображено, кроме «неслучайной пустоты». Семь фотографий. 1980

 

«РАДИОАКТИВНЫЕ» ПЕЙЗАЖИ - серия работ со «световыми подушками» О. Васильева. Концептуализм и Нью-вейв, 1984. Идеология пейзажа, 1989

 

«РОСТ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ МОЩНОСТЕЙ В СССР» - ментально-созерцательная проек-ция процессов «перестройки» в СССР в

80-е годы. Из разговоров и записей середины 80-х годов.

 

«РЫБАК» - сингулярный элемент неясной структурной принадлежности в системе демонстрационно/экспозиционных знаковых полей. Назван по фигуре рыбака, возникшей на демонстрационном поле акции КД «Вторая картина». В других акциях элемент «Рыбак» может быть в виде джипа, велосипедиста и т.п. См. материалы акций КД 5-того тома ПЗГ.

 

СИНДРОМ «СОРОКИ» - интерес к яркой, блестящей фактуре в коллективном бессознательном. Эстетика и магия. 1986

 

СИЯНИЯ («ЗОЛОТОЙ» ДЕКАДАНС) - бело-золотые (или из серебряной фольги) предметы акций КД. Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

СОВЕРШИВШЕЕСЯ ОЖИДАНИЕ - акт ожидания как предмет ожидания (ожидание как ожидаемость). Важнейший элемент в «эстетике ожидания» КД. В каком-то смысле представить ожидание как полноценный и самодостаточный эстетический (и созерцательный) акт- цель практики КД. Семь фотографий. 1980

 

СОЗНАНИЕ - ВЕЩЬ - «овеществление» категории сознания в процессе его дискурсивного «продвижения» в сторону Ding an Sich. Предисловие к 4 тому ПЗГ (ПЗГ- стр. 450-451).

 

«СПИСОК АВТОРОВ» - название двух этапов деятельности КД. Первый этап- с 76 до 81 года (до появления и окончательного «признания» группой наименования «КД»). Второй этап- с 89 (после окончания работы над 5 томом ПЗГ) и до 95 года (когда акция «Археология света» опять была подписана аббревиатурой «Коллективных действий», но пока только в квадратных скобках- [ КД ] . Квадратные скобки были сняты с аббревиатуры на акции «Рассказы участников», 1997). ПЗГ. Общее примечание. 1997. (стр. 783).

 

СПРЯТАННАЯ ПУСТОТА - имитация «наполненности» там, где ее на самом деле нет (например, в акции КД «Комедия»).

Семь фотографий. 1980

 

СТАНОВЛЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО - в эстетике КД- переход (возврат) от дискурса к действию (от семантики жеста к механике жеста), предпринятый в акции КД «Обсуждение», 1985. Закрытый город. 1985. (ПЗГ- стр. 409).

 

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ - описание и исследование разных этапов и видов ожидания и «ожидаемостей». Возникла у А. Монастырского под впечатлением термина И. Кабакова «пред-ожидание», который он использовал в рассказах об акциях КД в 1979 году.

«Предисловие ко 2 тому ПЗГ» и материалы к акции КД «Звуковые перспективы поездки за город». 1983

 

ТРАДИЦИЯ КАК ЖАНР - гипотетический жанр «после акционности» в процессе «самовыдвижения жанров» (И. Кабаков), к которому (и через которые он «становится») относятся большие черные тетради из акций 6 тома ПЗГ. Об искусстве традиции (письмо И. Кабакову). 1993

 

ТРИ ОШИБКИ КД - три демонстрационно-эстетические ошибки в трех акциях КД: 1) Третий вариант (1978)- вместо запланированных 15 минут «вторая» фигура появилась из ямы через 3 минуты после залегания «первой» фигуры (отв. Н. П.); 2) Русский мир (1985)- зрители подошли к тряпке, на которой открыто лежали «Девять зайчиков русского мира» (на этом этапе они должны были быть прикрыты белым пологом) (отв. М. К.); 3) Произведение изобразительного искусства- картина (1987)- магнитофон был включен слишком громко (фонограмма была
слышна соседним зрителям-участникам) (отв. А. М./И. Б.). В результате этих ошибок возникла «эстетика ошибок» КД.

Из писем и разговоров 80-х годов.

 

ТРИ ЭТАПА ОТСТРАНЕНИЯ - гипотетические «хрестоматийные» этапы эстетического отстранения (в кругу московского концептуализма) от
советского идеологического дискурса, «налипающего» на художественные артикуляции на бессознательном уровне. С точки зрения автора данной концепции это: 1) Комар/Меламид (отстранение от стиля), 2) И. Кабаков (отстранение от образа), 3) Елагина/Макаревич (отстранение от текста; в инсталляции «Закрытая рыбная выставка» 1990 г. в музее МАНИ). Предложение И. М. и Е. Е. по поводу «Закрытой рыбной выставки». 1990

 

«ТРУПНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ» - индивидуальная эматика И. Макаревича. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке. 1990

 

УСИЛЕНИЯ - энергетическая «возгонка», обязательно присутствующая при переходах с одного уровня на другой в процессе созерцания «бесплотных чинов» по их иерархиям. Каширское шоссе, 1983-1986. Схема «Согласованная реальность», 1996

 

ФИЗЕМА, ФОТОНЕМА, ШИЗЕМА - элементы семиотико-эстетического дискурса, используемые в шизоанализе.

Экспонемы концептуализма, 1989. Каширское шоссе, 1983-1986

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - тип музыкальной импровизации, при котором важна прежде всего механика движения, транспонированная на пальцы и дыхание импровизатора (например, музыка акции КД «Юпитер»). Предисловие к 3 тому ПЗГ, 1985

 

ФОТОРЯДЫ - фотосерии (фотодискурс), привязанные к двойственности той или иной топографии снимаемой местности. Их «рядность» обусловлена исключительно «ментальным» сюжетом фото-путешествия. Топографическо-визуальная часть эстетической системы «инспираторов» и демонстрационных/экспозиционных знаковых полей. Фоторяды к сборникам МАНИ 80-х годов («Служебный вход ВДНХ», «Каталог нежилых зданий» и т. д. ) и к статьям из 4 тома ПЗГ (фоторяд к «Земляным работам» и т. д.). Середина 80-х годов.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ КАК «УКРАШАТЕЛЬСТВО» - место художественного жеста (артистического поведения) в эстетической системе демонстрационных\ экспозиционных знаковых полей. Земляные работы. 1987. Серия черных щитов с «намотками» и ящик объекта «Музыка согласия». 1985

 

ШИЗОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕСТА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - чаще всего «особо тягостные смысловые пространства» бредовой (параноидальной) части теории экспозиционных/демонстрационных знаковых полей, выходящие за рамки литературно и дискурсивно проработанной системы «инспираторов». Например, два из них (в отличии от хорошо проработанного ШММиМО «ВДНХ») почти полностью погружены в коллективное бессознательное и к настоящему времени уничтожены: 1) «КЛЕТКА С ПАВЛИНАМИ» в Гл. ботаническом саду- была расположена в роще недалеко от старых оранжерей к северо-востоку от них; инспирировала «павлиний» дискурс советской харизмы (уничтожена в 80-е годы). 2) «МЕЖДУ КАРЛИКАМИ И ВЕЛИКАНАМИ» на Пр. Мира между двумя скульптурами Мухиной- «Мы за мир» и «Рабочий и колхозница»; инспирировало фольклорный и «антропоморфный» дискурсы советской и новой российской харизм (скульптура «Мы за мир» убрана со своего места в 90-е годы). Третье ШММиМО- кафе «Момент» (этап «канализационного» инспиратора КД, см. эссе «Земляные работы») имеет большее отношение к шизоаналитическому дискурсу КД и менее погружено в тотальную знаковость коллективного бессознательного (кафе «Момент» было как бы «надстроено» над канализационным колодцем- на пригорке между к/т «Космос» и началом ул. Кондратюка- в 80-е годы; в 90-е годы оно стало явно криминальным местом, где собирались глухонемые, торгующие, скорее всего, наркотиками; в декабре 98 разгромлено). Четвертое ШММиМО- «Институт кормов им. Вильямса» (расположено в мос. области под Лобней; институт является собственником Киевогорского поля, на котором проводились акции КД)- подмосковный инспиратор КД. Особое место на карте ШМиМО занимает т. н. «Треугольник в Ростокино», элементы которого состоят из завода «Красный Богатырь», Лингвистического университета и «Библиотеки индейцев»- бывш. Библиотеки литературы на языках народов СССР им.Некрасова.

 

ШММиМО- открытая система, заполняющаяся элементами в процессе развития «шизоаналитического туризма». Из разговоров и писем

80-х - 90-х годов.

 

ШУНЬЯВАДА- буддийская философская школа. «Мандала руководства»(условно) и «янтра действия» для КД 70-х годов.

Эстетика и магия. 1986

 

ШУНЬЯТТА- буддийская концепция. Для эстетики КД- вариант «пустоты» как метода редукции фантазмов коллективного тела. Метод восприятия, отстранения. Убеждение в том, что «ничего не происходит и на самом деле». Через шуньятту проявляется «непроисходящее». Вещи в своей «таковости». Пустота как философствующий поэзис, неопределимость личного. С. Хэнсген, А. М. Диалог «Общие вопросы по эстетической истории круга МАНИ» (вторая часть «Предисловия» к 6 тому ПЗГ). 1991

 

ЭКСПО-АРТ - критико-художественная деятельность, основанная на эматическом (а не экспо-дискурсивном) принципе построения выставок как текста. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке. 1990

 

ЭКСПОЗИЦИОННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА - бред отношения жизненных занятий и устойчивых увлечений с комплексами названий улиц (и др. топонимических элементов) в районе проживания, а также «обусловленные» этим отношением места переездов в другие районы. Так например, человек, увлекающийся всю жизнь «космическими» проблемами, может вдруг обнаружить, что живет среди улиц, названия которых связаны исключительно с исследованиями космоса. Кто-то, делающий академическую карьеру, обнаруживает вокруг себя улицы, названные именами академиков- и т. п. Наибольший интерес представляют сложные топонимические кластеры в районе проживания, где встречаются элементы из различных областей человеческой деятельности и метафорические
названия самого широкого спектра. Из разговоров 90-х годов.

 

ЭМАТИКА - «переводной» механизм языковых структур этносемиозиса в письменные и речевые практики, в этику языка. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке. 1990

 

ЭСТЕТИКА ОШИБОК КД - см. «Три ошибки КД» и «Музыкальная капельница, и т. д.». Реализована в акции КД «Партитура» (1985).
Текст акции КД «Партитура». 1985

 

ЭТИКЕТОЧНОСТЬ - эстетико-дискурсивная пластика этикеток к работам как самостоятельная демонстрационная знаковая единица.

«Из книги» (инсталляция, 1990). «Комары-2» (инсталляция, 1995) и текст «Об инсталляции Комары-2».

 

ЭТНОСЕМИОЗИС - «бредовая» концепция становления харизмы коллективного бессознательного/сознательного, понимаемая как традиционно-эволюционная «рядность» языковых паратантр (например, этносемиозис «палестинского канона» и даосизма, конфуцианства и буддизма и других основных «текстовых стволов», которыми пронизано коллективное сознательное/бессознательное).

Экспозиционный реди-мейд МГ. 1989.