© Все права защищены
ENG

Словарь терминов

основной список

АББРЕВИАТУРНОСТЬ - (аббревиатурное прочтение, а. зрение) - отношение к визуальному ряду как к тексту, составленному из сокращений. Аббревиатурное видение мира опосредовано наличием бессознательных аббревиатурных структур в глубинах памяти и языка.

В.Тупицын. Московский коммунальный концептуализм. 1996

 

АБСОЛЮТНАЯ КАРТИНА - Джоконда, Сикстинская мадонна, Смерть Марата, «Слепцы» Брейгеля и «Меланхолия» Дюрера- все это абсолютные картины. Абсолютная картина- это такая картина, которая с максимальной полнотой и выразительностью аккумулирует в себе коллективное сознательное и коллективное бессознательное. Можно так же сказать, что абсолютная картина не только аккумулирует, но и формирует коллективное сознательное и бессознательное. Это те картины, без которых невозможно представить
историю искусства. При составлении свода таких картин, их количество оказывается - по сравнению с океаном искусства вообще- сравнительно скромным, около 50-ти. Это в масштабах общеевропейской культуры. Однако возможно определить абсолютные картины в рамках отдельных национальных культур и этот «региональный» свод не совпадет с общеевропейским. Например, в русский список обязательно войдут «Иван Грозный убивает своего сына» или «Купание красного коня»- картины, которые не входят в т. н. «большой» свод. В. Пивоваров. «Дачная тетрадь» из цикла «Серые тетради».

 

АВТОР - именно Автор с большой буквы в риторике Программы работ означал псевдоним физического автора Льва Рубинштейна (ср. коллективный псевдоним В.Комара и А.Меламида - "Известные художники 70-х годов ХХ века") и отчасти пародировал идею романтического автора-демиурга. Был важным принципиальный разрыв между наличием Автора и предельно неавторским стилем текстов самой Программы. Л. Рубинштейн. Работы 1975 г.

 

АГЕНТ - специфическое состояние заброшенности и отчуждения от происходящего, при котором человеку кажется, что он агент чего-то, ему самому неведомого, десантированный без какого-либо задания и не принадлежащий ни к какой агентуре. Состояние агента нефункционально: он равномерно отчужден от всего («для Агента все ступени скользкие»). Предполагается, что это эйфоризированная контрверсия паранойи. Термин С. Ануфриева 1989 года. Определение предоставлено П. Пепперштейном.

 

АГЕНТЫ (И АГЕНТСТВА) ДИСТОПИИ (Agents of dystopia) - смысловые и визуальные повороты (ритурнели), нарушающие однонаправленный характер утопической репрезентации и деструктурирующие пространства утопической антиципации. М. Тупицына. Playing the Games of Difference. in Artistas Rusos Contemporaneos, Sala de Exposicions, Santiago de Compostela, 1991.

 

АГРЕССИЯ МЯГКОГО - маркирует неизбежную зависимость говорящего от, казалось бы, случайно производимой им речи, невозможность полностью внешней позиции. Пустотность постоянно заполнена мягкими остовами когда-то произведенных речевых актов, обращенных не (такова видимость) к Другому, а в пустоту. “Агрессия мягкого” -- название перформанса группы “Рама”, состоявшегося 19 февраля 1989 года в присутствии 11 зрителей. В процессе перформанса накладывались звукозаписи М.Рыклина и А. Монастырского. М.Рыклин, А.Альчук.

РАМА. Перформансы, Москва, Obscuri Viri, 1994.

 

АЛИЯ - умопостигаемое состояние вещей, возврат к которому порождает реалию. Термин С. Ануфриева 1989 г.

Определение предоставлено П. Пепперштейном.

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДРЕВО - потенциально бесконечный процесс самопорождения объектов искусства путем последовательной фрагментации. И. Чуйков. Аналитическое древо (Stammbaum der Analyse). 1994

 

АНТИГРАВИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (АГМ) - сюжетика «постепенного» (а не «мгновенного») расширения вселенной, проявляющееся
в различных формах, сменяющих друг друга (например, «после растений АГМ возглавили насекомые» и т.п.).

С. Ануфриев. На склоне горы. 1993

 

АПТ - АRT - название галереи у Н. Алексеева, которое потом приобрело значение названия направления в московском концептуализме. Термин возник в 1982 г. в разговоре М. Рошаля и Н. Алексеева пр участии С. Гундлаха.

 

АРТИФИКАЦИЯ (артификационный каприз, артификационное искажение) - высказывание (артикуляция), имеющее вид «произведения искусства». П. Пепперштейн. Идеологизация неизвестного. 1988

 

АТРИБУТЫ - класс подарочных концептуальных объектов, вручаемых в кругу Номы и построенных на шизоаналитических отношениях к «Иерархиям аэромонаха Сергия». Введен в практику А. Монастырским в 92-94 годах.

 

БАКШТЕЙН-ФУНКЦИЯ - универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 90-х годов. М. Рыклин. Два голубя. 1996. В книге «Искусство как препятствие», М., Ad Marginem, 1997, с. 150.

 

БАЛЛАРЭТ ( (принцип) боковое, выборочное и буквальное иллюстрирование неких побочных версий, ложных идей, фантазматически возникающих в процессе чтения какого-либо текста (в особенности, детективного и пр.). Тем самым “принцип Балларэт” как бы закрепляет краевые, необязательные, кратковременные ментальные слипания, придавая им за счет иллюстрирования статус актуальных и основополагающих. Название связано с эпизодом из рассказа А.Конан Дойла “Тайна Боскомской долины”. Ю.Лейдерман. “Балларэт и Конашевич”, 1989; МГ. “Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)”. (Инспекция “Медицинская Герменевтика”, Идеотехника и Рекреация, М., 1994

 

БГР и БСП - (Большой Гнилой Роман и Большое Связное Повествование) - имеются ввиду два типа Гипернарратива- литературный и исторический. Доминирование первого приписывается России, доминирование второго- Западу. МГ. Зона инкриминаций. Текст-триада «По поводу Большого Гнилого Романа. 1988. (термин П. Пепперштейна).

 

БЕЛАЯ КОШКА - означает возможность ускользания и, в то же время, освежающий импульс, содержащийся в глубинах этого ускользания, благодаря чему Б. К. является гарантом герменевтической интриги, а также пружиной биографического аттракциона. Б. К. - это «рессорная прокладка в машине детриумфации». П. Пепперштейн. Пассо и детриумфация. 1985-1986. П. Пепперштейн. Белая кошка. 1988

 

БЕЛОЕ БУМАГИ ИЛИ КАРТИНЫ - двузначное понятие, целиком зависящее от ориентировки, «аккомодации» сознания зрителя: считать ли это «белое» просто ничем, пустой, ничем не заполненной поверхностью, ожидающей текста или рисунка; или экраном, на который из бесконечной глубины на зрителя идет яркий, «позитивный» свет из загадочного источника. И. Кабаков. Рассуждение о 3-х слоях... .

МАНИ № 1, 1981. «А-Я»№ 6, 1984

 

БИС-ПУСТОТНИКИ - художники, достигающие минимальности содержания путем парадоксального нагнетания повествовательных аллюзий

(К.Звездочетов, Перцы, В.Захаров и др. Ю.Лейдерман, совместно с М.Скрипкиной, В.Кожевниковым). “Сварщики и Бис- Пустотники”,1987

 

БУКВАРНОСТЬ - одна из эстетических категорий МГ (связанная с эстетикой простоты), становление которой продемонстрировано в

книге МГ «Латекс». МГ. Латекс. 1988

 

БУТАФОРИЯ (И ГРАФОМАНИЯ) ( два полюса расслоения жанра инсталляций. Под “бутафорией” здесь понимается нагромождение предметов (картин, реди-мейдов и пр. художественных объектов), лишенное всякой связности и каких-либо сюжетных оправданий. Соответственно, “графомания” представляет однородный фон текстовых связей и интерпретаций, лишенный всяких предметных опор и озабоченный лишь продуцированием само себя в цепи бесконечных версификаций. Ю.Лейдерман. “Бутафория и Графомания”. ( Наилучшее и Очень сомнительное, М.,1992

 

ВАРУМ-ВАРУМНЫЕ ДЕЛА ( зацикленность на причинно-следственных связях, на объясняющем дискурсе, от нем. warum ( “почему”. Ю.Лейдерман. “Полет, уход, исчезновение” ( Flug entfernung verschwinden. Konzeptuelle moskauer Kunst, Cantz Verlag, 1995

 

ВИРТУАЛЬНЫЙ - как бы существующий. Как бы- здесь ключевое слово, кстати, весьма распространенное в дискурсе. Ср. виртуальные частицы (физ.), виртуальная реальность, и т.д. И. Чуйков. Виртуальные скульптуры. 1977

 

ВЛИПАРО - погружение в контекст. («Уральский углозуб»- тождественное словосочетание у А. М.). В. Сорокин. Рассказ «Памятник». 1983

 

ВОК (Высшая Оценочная Категория) - оценка по ВОК в инспекционной практике МГ выставляется спонтанно и не может быть рационально истолкована. Можно сказать, что эта оценка демонстрирует отказ от оценки и, одновременно, осознание невозможности такого отказа.
МГ. Инспекционные блокноты. 1988

 

ВЫРУБАНИЕ ГАРНИТУРОВ - выявление на чужих смысловых территориях механизмов, функционирующих одновременно в режимах свой, чужой, другой. В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов.

 

ГАЙСТПАРУНГ (Geist+Paarung) - духовное спаривание. Термин Е. Елагиной, 1983. См. в книге И. Макаревича «Книга продолжений». 1983

 

ГАНТЕЛЬНАЯ СХЕМА - демонстрационный элемент события, состоящий из его организаторов и зрителей.

А. Монастырский. Предисловие ко 2 т. Поездок за город. 1983

 

ГАРНИТУР - смысловой баланс, создаваемый в творческо-временном пространстве, стилистически и идеологически разрозненном, удерживающий части этого пространства от распадения. В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов.

 

ГНИЛОЕ БРИДО - образ распадающейся материи, энтропия мира. В. Сорокин. Рассказ «Кисет». 1983

 

ГНИЛЫЕ БУРАТИНО - население «миров и сфер непостоянства». А. Монастырский, В. Сорокин. Предисловие а. Сергия к

Первой Иерархии. 1986 г.

 

ГНИЛЫЕ МЕСТА ЗОЛОТОГО НИМБА - эстетическая критика наиболее сакральных мест любых идеологий.

Термин А. Монастырского. КД. Акция «Нажимать на гнилые места золотого нимба», 4 т. ПЗГ, 1987 г.

 

ГНИЛЫЕ ТЕКСТЫ - тексты, не способные «засохнуть» во временном пространстве. В. Сорокин. Из разговоров начала 80-х годов.

 

ГНОЙНОЕ - состояние метафизического хаоса. В. Сорокин. Из текстов и разговоров начала 80-х годов.

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖАЖДА - парадоксальное сочетание слов, которое связывает умозрительную потребность в познании с физиологическим процессом. Имеется в виду представление о русском «коллективном бессознательном» как о едином нерасчлененном «теле», мучительно желающим узнать о себе, что оно есть «на самом деле». И. Кабаков. Гносеологическая жажда. 1983., опубл. «Жизнь мух», Кельн, 1993.

ГОРГОНАЛЬНОСТЬ (ГОРГОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ) - «прямой взгляд», ведущий к «прямому действию» как главенствующая интенция западной культуры. С. Ануфриев. Понтогрюэль бокового зрения. 1989

 

ГРАФОМАНИЯ - см. БУТАФОРИЯ

 

ГУГУЦЕ синдром - синдром тотального непонимания (противоположный синдрому Тедди). Назван по имени героя рассказов молдавского писателя Иона Друце. Шапка Гугуце - эффект внезапного тотального непонимания, который иногда «накрывает» одного или несколько человек («Шапка Гугуце»- название книги Иона Друце). МГ. Диалог «Тедди». 1988

 

ДВОЙНОЕ ПОСЛЕ (Double after) - имеет отношение к репрезентации неприглядных сцен городской жизни в работах пост-советских фотографов- всех тех, чье «после» является отсроченным по отношению к столь же неприглядному «до», с которым было покончено «после» Революции. (Это первое «после»- важнейший риторический ингредиент советской фотопродукции 20-х и 30-х годов). М. Тупицына. Photography as a Remedy for Stammering. in Boris Mikhailov Unfinished Dissertation, Scalo, Zurich/New York, 1998

 

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПОЛЕ - система элементов пространственно-временного континуума, сознательно задействованная авторами в построение текста конкретного произведения. Одна из двух составляющих коррелятивной пары “демонстрационное знаковое
поле - экспозиционное знаковое поле”. Формообразование этого соотношения в дискурсе КД строится на элементах события, которые в равной степени могут относиться и к одному, и к другому члену коррелятивной пары (“категории КД”): хождение, стояние, лежание в яме, “люди вдали”, движение по прямой, “незаметность”, свет, звук, речь, группа, слушание слушания и т.д.

А. Монастырский. Предисловие к 1 т. Поездок за город. 1980. А. М. Земляные работы. 1987

 

ДЕТРИУМФАЦИЯ - состояние, в котором та или иная вещь освобождается от своего бытия в качестве именно этой вещи, выходит из состояния «триумфа», которым является ее встроенность в определяемость мира. П. Пепперштейн. Пассо и детриумфация. 1985-1986

 

ДИССИДЕНТСКИЙ МОДЕРНИЗМ (Dissident modernism) - определяет неофициальное искусство 1960-х годов. М. Тупицына. Avant-Garde and Kitsch, in M. Tupitsyn. Margins of Soviet Art, Giancarlo Politi Editore, Milan 1989

 

ДУПЛЕТЫ (Doublets) - комические и занижающие мифы, которые создавались соцартистами в качестве негативного дополнения по отношению к официальной мифологии. М. Тупицына. Sots art: The Russian De-constructive Force, in M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986

 

ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - динамичное социо-культурное пространство, местонахождение которого возможно определить только при знании его стилистико-мифологической топографии. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям.- Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995

 

ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ - высшие онтологические и «культурные» иконы детских текстов и иллюстраций. Как всякие иконы, ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ находятся вне трансмутаций и представляют собой нетленные мета-колонны внутри онтологических вихрей.

В. Пивоваров. «Метампсихоз». 1993

 

ЗАПАД - выступает в качестве супер-эго по отношению к России, доказательством чего служат постоянный протест против Запада и желание выйти за пределы западной культурной нормы, столь характерные для русской культуры. Б. Гройс. Die Erfindung Russlands. Hanser, Muenchen, 1993

 

ЗАРАЖЕНИЕ - процесс размывания формально-стилистических канонов при удержании смысловых неизменными.

В. Захаров. См. работы группы «Инфекционная» 1989

 

ЗОНДИРОВАНИЕ (ЗОНД-РАБОТЫ) - инструментальное действие (работа), выполняющее ту или иную задачу автора и не имеющее самостоятельной ценности. В. Захаров. «Слоники», «Папуасы» и др. МАНИ № 3 и 4, 1982

 

ИДЕОДЕЛИКА - «психоделические» манипуляции с идеями и идеологическими конструктами, а также галлюциногенный или онейроморфный слой, содержащийся в составе идеологии. П. Пепперштейн. Введение в идеотехнику. 1989

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФАКТУРА (Ideological factura) - эффект наложения советских идеологических клише на чисто формальные, технологические аспекты живописи- цвет, материалы- все то, что связано с традицией станкового искусства.

М. Тупицына. Sots art: The Russian De-constructive Force, in M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986

 

ИДЕОТЕХНИКА - учет и каталогизация технических приемов, применяемых в ходе идеологического производства или же идеологического творчества. П. Пепперштейн. Введение в идеотехнику. 1989

 

ИЕРАРХИИ АЭРОМОНАХА СЕРГИЯ - системы иерархий в кругу МАНИ-НОМЫ, введенные А. Монастырским и В. Сорокиным (при участии С. Ануфриева; слово «аэромонах» придумано Ю. Кисиной) в 1986 г. (Первая иерархия: «Перевод обсосов военного ведомства МАНИ на положение резидентуры»).

 

ИЛЛЮСТ - порождаемый механизмами иллюстрирования фантазм, являющийся переносчиком наслаждения (люста), генератором которого можно считать «либидо иллюстрирования» (либидо произвольной визуализации). МГ. Идеотехника и рекреация. 1989.

(Термин П. Пепперштейна).

 

ИМПЕРСКИЙ ЦЕНТР - редакционная инстанция, заведующая выработкой норм материализации речи и опредмечивания языка.

МГ. Зона инкриминаций. 1988. (Термин П. Пепперштейна).

 

ИМ/ПУЛЬС ПРОСЛУШИВАНИЯ (Im/pulse to hear) - мое добавление к принадлежащему Розалинде Краусс определению визуального модернизма как «импульса смотрения» («the im/pulse to see»). Это добавление подчеркивает тот факт, что в отличие от западного, советский (послевоенный) модернизм тяготел к фоноцентризму. М. Тупицына. About Early Soviet Conceptualism, in Conceptualist Art: Points of Origin, Queens Museum of Art, New York, 1999

 

ИНСПИРАТОРЫ - объекты (процессы) экспозиционного знакового поля, порождающие мотивационные контексты эстетической деятельности. Чаще всего этот термин относится к элементам (процессам) строительного, топографического, экономического и др. коллективных дискурсов. А. Монастырский. Земляные работы. 1987

 

ИОП - интеллектуально-оценочное пространство (сознания зрителя). В демонстрационном поле акций КД временной вектор интеллектуального восприятия действия (дособытийного, событийного и послесобытийного). Попытка зрителем рассудочно объяснить себе происходящее. Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций КД. 1985

 

ИПП - (Индивидуальное Психоделическое Пространство) - почти недостижимый горизонт устремлений МГ. Впоследствии описывалось как неоднократно достигаемое в многообразных вариантах. МГ. В поисках ИПП. 1988

 

ИСКУССТВО ФОНОВ - такого рода произведения, в которых сознание зрителей является составляющей эстетического акта и конкретного произведения, и самого направления «искусства фонов». Чаще всего речь идет о произведениях с акцентированием пауз и осознанной работы с ними (Кейдж, Кабаков, КД и т.п.). А. Монастырский. Об искусстве фонов. 1982-83. Текст акции КД «Перевод». 1985

 

КАПРОМАНТИЯ - гадание по фекалиям. В переносном смысле- мнение, что «судьба» содержится в «отходах».

П. Пепперштейн. Копромантия. 1987

 

КАТЕГОРИИ КД - ряд эстетических методов и приемов, используемых группой КД чаще всего для построения события как «демонстрации демонстрации» (хождение, стояние, лежание в яме, “люди вдали”, движение по прямой, остановка, выход, составление, “незаметность”, свет, звук, крик, стук, речь, группа, повторы, слушание слушания и т.д.), но которые также могут иметь и самостоятельное значение. В частном смысле- серия объектов А. Монастырского к акции КД «Обсуждение». КД. Описательный текст акции «Обсуждение». 1985. А. Монастырский. Предисловие ко 2 тому ПЗГ. 1983. А. М. Закрытый город. 1985 (стр. 407-408 в книге ПЗГ).

 

КДД (Коллективный Дискурс Детства) - детство как культурная ниша, обслуживаемая различными культурными индустриями (детская литература, иллюстрации книг, кино, детские телепередачи, производство игрушек, детские журналы, дизайн детских площадок, детских садов, магазины для детей, детское питание и т.д.). МГ. Шубки без швов. 1989. (Термин П. Пепперштейна).

 

КЛАВА - сокращенное наименование «Клуба авангардистов». Термин введен С. Ануфриевым и С. Гундлахом в 1987 г.

 

КНИГА ЗА КНИГОЙ - принцип текстообразования и экспонирования, разработанный в практике МГ: информационные блоки (книги, серии и т.п.) следуют не непосредственно друг за другом, а проложены пустотой, промежутками, чей объем должен несколько превышать объем информационных блоков. Термин П. Пепперштейна. МГ. Объект «Книга за книгой». 1988. Вторая выставка КЛАВЫ.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТЕЛА - тела, закрепляющие свое единство на уровне речи и тем самым не поддающиеся разложению на составляющие индивидуальные компоненты; линия тела в них непроработана, линия же речи переразвита. Идеология коммунизма была возможна лишь в климате, созданном преобладанием таких тел. М.Рыклин. “Сознание в речевой культуре”(1988). (также см. ряд эссе в книге “Террорологики” (Москва-Тарту, Эйдос-Культура, 1992)

 

КОЛОБКОВОСТЬ - мифологическая фигура “ускользания” в эстетическом дискурсе московской концептуальной школы. И. Бакштейн, А. Монастырский. Вступительный диалог к сборнику МАНИ “Комнаты”. 1986

 

КОЛОБОК - испеченный шарик теста, персонаж многих русских сказок, катящийся по дороге, постоянно убегающий от того, кто его собирается съесть: лисы, волка, медведя и т.д. Удачный образ того, кто не хочет быть опознанным, названным, прикрепленным к какой-то определенной роли, к какому-то месту, ускользающий от всего этого. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993

 

КОЛУМБАРНЫЕ МАШИНЫ ( объекты, аппараты, инсталляции, призванные остановить поток интерпретационного производства и иллюстрирования. Мыслясь как альтернатива “машинам безбрачия” (термин, инспирированный французским литературоведом Мишелем Карружем), занятым по Делезу “производством потребления” и дающим “галлюцинациям их предмет, а бреду его содержание”, к.м. разрушают предзаданный контекст (в основном, путем различных темпоральных манипуляций), возвращая его к чистой случайности текста, с его всегда отсутствующим автором и недоступным содержанием. Ю.Лейдерман. Колумбарные машины. Имена электронов, Спб, 1997

 

КОММЕНТАРИЙ - смещение внутреннего интереса с изготовления «предмета» - романа, картины, стихотворения- на рефлексию, на создание сферы дискурса вокруг него, на интерес по выявлению его контекста. Уверенность, что «комментирование» намного глубже, интереснее, «креативнее» самого объекта комментирования. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993

 

КОМНАТА ОТДЫХА - экспозиционное пространство, в котором кристальная ясность концепции, стиля, мотивировок автора оборачивается тотальной тупиковостью для зрителя. С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени.- Pastor Zond Edidion, Кельн- Москва, 1997

 

КОНАШЕВИЧ ( (принцип) многоразовое последовательное применение принципа Балларэт, огибающая практика, создающая метаиллюстративную поверхность, очерчивающую Индивидуальное Психоделическое пространство. Назван по имени видного советского иллюстратора В.Конашевича. Ю.Лейдерман. “Балларэт и Конашевич”, 1989; М Г. “Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)”. Инспекция “Медицинская Герменевтика”, Идеотехника и Рекреация, М., 1994

 

КОНЕЦ ГЕОГРАФИИ - причина, которая вызвала современное общественное самочувствие «конца истории», так как исчерпались культуры, доселе друг другу неизвестные. Это объясняет «конец прогресса», уничтожение идеи «человечества», низведение в ничтожество «человечества» и «человеческой истории» как категории- с одной стороны, с другой- становится понятной апологетика «личности» и «личной истории» в современном обществе. С. Гундлах. Конец географии. 1990

 

КОНКЛЮЗИИ - в ХVII-XVIII веках в духовных семинариях Западной Украины имели хождение гравированные таблицы, соединяющие сложные символико-метафорические изображения с обширными текстовыми вставками. Эти таблицы назывались конклюзиями и использовались в качестве тезисов, рамирующих религиозные диспуты и семинары. Во многих отношениях конклюзии близки к альбомам.

В начале 70-х годов, когда жанр альбома еще не имел своего твердого названия, конклюзии было одним из «рабочих» названий этого жанра. В. Пивоваров. Альбом «Конклюзии». 1975

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНИМАЛИЗМ (зооморфный дискурс) - зоологическая знаковая конвенция, выступающая как опосредованность между «двумя текстами» в концептуальном произведении- инспиратором и конкретным демонстрационным высказыванием. А. Монастырский. Концептуальный анимализм. 1989. А. Монастырский. Фрагмент зооморфного дискурса. 1991 (сб. МАНИ «Реки, озера, поляны») и «О работах, связанных с «Зооморфным дискурсом». 1996

 

КОММУНАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психический феномен, предусматривающий расширенную шкалу субъективности и обусловленный необычайными масштабами стереотипизации (не путать с «коллективным бессознательным» Юнга). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem, М., 1998

 

КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕЛА - коллективные тела на стадии первичной урбанизации, когда их агрессивность усиливается под влиянием неблагоприятного окружения. Особое значение для формирования этого термина имели работы И.Кабакова, В.Пивоварова, В.Сорокина и Медгерменевтики, а также беседы с А.Монастырским и И.Бакштейном. М. Рыклин. Террорологики...с.11-70, с.185-221.

 

КОММУНАЛЬНЫЙ МОДЕРНИЗМ (КМ) - комплекс эстетических взглядов и установок, практиковавшихся альтернативными советскими художниками и литераторами с конца 1950-х по начало 1970-х годов. Коммунальность КМ- в том, что его представители были объединены в неформальные коллективные тела, но не в принудительном (институциональном) порядке, а на добровольной (контрактуальной) основе. Поэтому речь в данном случае идет о «контрактуальной коммунальности». Коммунальный постмодернизм (КПМ) возник в начале 1970-х годов и- начиная с этого момента- развивался параллельно с КМ. Частью КПМ является Московский коммунальный концептуализм (МКК).

В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem, М., 1998

 

КОСМОНАВТЫ, ТИТАНЫ, КОЛОСНИКИ, КОРОТЫШКИ, ГРУЗИНЫ - пять «бесплотных чинов» советского коллективного сознательного, которые представлены в архитектурно-скульптурно-парковом сакральном дискурсе ВДНХ. А. Монастырский. ВДНХ- столица мира. 1986

 

КПП (Коллективное Психоделическое Пространство) - грандиозный резервуар психоделических эффектов, откуда «всеобщее» черпает нужный материал в соответствии с текущими потребностями конъюнктуры фантазмов. КПП, в некоторых случаях, становится частично обозримым с площадки ИПП и даже проводит частичные самоинвентаризации с помощью таких площадок. МГ. В поисках ИПП. 1989. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна).

 

КРАЕВЕДНОСТЬ - фигура дискурса, в свете которой западные групповые выставки московского концептуального искусства конца 80-х -
начала 90-х годов обнаруживались как традиционные региональные выставки с привкусом этнографических (типа «австралийских художников-аборигенов» и т.п.), а не как выставки представителей эстетического направления современного искусства. А. Монастырский,

С. Хэнсген. Два кулика. 1992

 

КРЕПЕЖ («связанность», «футлярность», «витринность», «полочность») - работы со «снятым» дискурсом, «пустым местом философствования» (в стиле «этического» концептуализма). Художественная (пластическая) предметность «техницизмов» как плана содержания, возникшая в эстетике позднего концептуализма в середине 80-х годов (например, «Куда идут эти белые человечки?»

И. Кабакова, тетрадь «Шли годы» Ю. Лейдермана, работы с веревочными «обмотками» А. Монастырского- «Музыка согласия» и др.).

А. Монастырский, И. Бакштейн. ТСО или черные дыры концептуализма. 1986. в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986.

А. М. Земляные работы. 1987 (стр. 542 в «ПЗГ)

 

КРЕСТЬЯНЕ В ГОРОДАХ - обозначение номадической крестьянской массы, затопившей города СССР после насильственной коллективизации и полностью изменившей их экономическую и культурную инфраструктуру. Террор был не просто направлен против этой массы (что ясно на уровне здравого смысла), но и укоренен в ее огромном деструктивном потенциале, связанном с отсутствием у нее навыков жизни в городской среде и травмой форсированной индустриализации. Термин употреблялся М.Рыклиным в беседах
с А.Монастырским в 1986-87 годах и в работе над оставшимся в рукописи трудом “Российское общественное сознание” (Институт философии, 1984-86 гг.)

 

КРУГ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ - термин Программы работ, призванный заменить такие мало что в то время и в той ситуации означающие понятия, как "читатели", "публика" и т.д. Предполагалось, что основные идеи и художественные жесты Программы должны иметь хождение в этом обозначенном "Круге". Кроме того, более или менее активное участие К.З.Л. в Программе было необходимым условием самого ее существования. Роль Автора сводилась к роли инициатора, провокатора тех или иных действий со стороны К.З.Л.

Л. Рубинштейн. Работы 1975 г.

 

ЛИВИНГСТОН В АФРИКЕ - самоопределение культурного положения и мироощущения участников школы московского концептуализма в России. Термин А. Монастырского в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Вступительный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986

 

ЛЫЖНИК - одна из двух основных дискурсивных фигур «скольжения без Обмана» (вторая фигура- Колобок).

С. Ануфриев. На склоне горы. 1993

 

МАНИ - Московский архив нового искусства. В конце 70-х годов термин введен А. Монастырским (при участии Л. Рубинштейна и

Н. Алексеева) для обозначения круга московских концептуалистов (периода второй половины 70-х и до конца 80-х годов, т.е. до появления термина НОМА). Первая папка МАНИ- 1981 год (составлена А. Монастырским).

 

МЕНТАЛЬНЫЙ ПОП-АРТ - как, например, Энди Уорхол в изобразительном искусстве эстетизировал банальные вещи, точно так же могут быть причислены к серьезной философии совершенно идиотские и банальные идеи. С. Гундлах. Персонажный автор. 1984

 

МЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ - утвердившаяся в последние годы стратегия отстояния художника от текстов, жестов и поведения предполагает временное «влипание» его в вышеназванные язык, жесты и поведение ровно на то время, чтобы не быть полностью с ними идентифицированным,- и снова «отлетание» от них в метаточку стратегемы и не «влипание» в нее на достаточно долгое время, чтобы не быть полностью идентифицированным и с ней- и называется «мерцательностью». Полагание себя в зоне между этой
точкой и языком, жестом и поведением и является способом художественной манифестации «мерцательности».

Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов.

 

МЕТАБОЛА - тип метафоры (в постмодернистской поэтике), которой a priori присвоен статус «экскримента», статус «отходов жизнедеятельности» (что требует разработок специальных канализаций для этих «токсичных» отходов).

МГ. Текст «Метаболика» в книге «Латекс». 1988

 

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ТЕЛО - тело, перманентно становящееся фантазмом. Является типом отходов, возникающих при производстве и использовании метафор. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых. 1988.

П. Пепперштейн. Сексопатология метафорических тел. 1988

 

МЕТРОДИСКУРС - совокупность речевых практик, связанных со строительством московского метро, замысленного партией как “лучший в
мире”, беспрецедентный по удобствам и насыщенности художественными артефактами. М.Рыклин. “”Лучший в мире”: дискурс московского метро” (по-русски “Wiener Slavischer Almanach”, 1995, по-немецки в “Lettre International”, 1995). М. Рыклин. “Метродискурс”, 1996

 

МОКША - Московская концептуальная школа. Третий этап развития московского концептуализма ( после МАНИ и НОМЫ ). Термин введен

А. Монастырским в процессе интерпретации фильма “Dead alive” в 1993 году. См. также письмо А. М. к С. Хэнсген от 28.10.93 г.

 

МОНГОЛЬСКОЕ ОКОШКО - герольдический стереотип венка-окна, используемый в гербах всех социалистических стран. Одна из оптико-инструментальных фигур (гаджетов) в галлюцинозе. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна).

 

МОСКОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ - содружество московских альтернативных художников, которые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жанре перформанса. Для многих из них коммунальные и авторитарные речевые практики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem, М., 1998

 

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ - романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60-х - 70-х годов. Б. Гройс. Московский романтический концептуализм. «А-Я» № 1, 1979

 

МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения- достижения в области куль-туры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я- наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют. 1998

 

НАРЕЗАНИЕ - принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых. 1988

 

НЕДОНОС БАНКИ - метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin 1991 (7) Wien.

 

НЕЗАЛИПАНИЕ - двойственное отношение к своему «Я», к своему месту в мире, к своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме- то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то- в следующее мгновение- оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993

 

НЕЗАМЕТНОСТЬ - одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность»- эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто- основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность»- скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из под люстрового
светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ. 1985. (термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова). (ПЗГ- стр. 408).

 

НЕИЗВЕСТНОЕ - центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что «находится» за поверхностью (картины и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются «допущения» и «оговорки» как варианты одного и того же».- С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно».- П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного. 1988

 

НЕОЛЖЕИСКУССТВО - согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60-х - 70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю. Альберт. Серия работ «Элитарно-демократическое искусство». 1987

 

НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ - термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (название одного из этапов первой

выставки КЛАВЫ, 1987).

 

НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ - в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью».

Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность». 1984

 

НОМА - введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в
конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы»- территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса.

П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.

 

ОБСОСИУМ - феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. - «Обсосы»). В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.

 

ОКНА - конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков. 1967 (начиная с картины «Окно I»).

 

ОМЫ - трансмутационные монады отдельной мета-личности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метампсихоз. 1993

 

ОНАНИУМ - эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум». 1988

 

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА - название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн.

Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988

 

ОТКРЫТАЯ КАРТИНА - если классическая картина, которая, в основном, сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина- разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало. 1977

 

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ - метод вторичного открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ничего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям.- Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995

 

ПАНОРАМЫ - объекты, образованные выворачиванием обычной панорамы, так что внутреннее становится внешним и наоборот. При этом наблюдатель оказывается не внутри панорамы, а снаружи, доводя таким образом разделение между объектом и субъектом до абсурда.

И. Чуйков. Панорамы I, II, III, IV, V, 1976 и инсталляция «Панорама» (1993) в Сантьяго де Компостелла.

 

ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД (ПЗГ) - акционный жанр (и одновременно- книги КД), в котором делается содержательный акцент на эстетическом значении разных этапов пути к месту действия и формах оповещения о нем. Также- общий сюжет всех томов ПЗГ (включая 6 том, сделанный А. М. и С. Хэнсген вне группы КД). Термин введен А. Монастырским совместно с И. Кабаковым в 1979 году.

А. Монастырский. Предисловие к 3 тому ПЗГ. 1985. А. Монастырский. КД и «Поездки за город». 1992. А. Монастырский. Общий комментарий, в кн. «Поездки за город», Ad Marginem, стр. 777, 1997 г.

 

ПО КРАЮ - внутреннее ощущение самого себя как ушедшего, сбежавшего «от центра», устроившегося на краю жизни, обочине культуры, окраине любой профессиональной деятельности. И убеждение, что все жизненно важное происходит сегодня «на краях», в маргинальной зоне, на грани повседневности и культуры. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993

 

ПОЛАГАЮЩИЙ ЖЕСТ, ЖЕСТ ЗАЩИТЫ, ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ - «искусствоведческие» категории. Полагающий жест- жест «креации», с помощью которого автор (в порядке своего «богоподражания») творит «миры». Жест защиты- жест, с помощью которого создатель дистанцируется от созданных «миров», когда они становятся угрожающими. Прощальный жест- жест, адресованный «мирам», теряющим свою актуальность. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА (Political skazka) - определяет образность, составленную из традиционной фольклорной иконографии и визуального арсенала советской мифологии. М. Тупицына. And who are you?, in Leonid Sokov, Zeus/Trabia, New York, 1986

 

ПОЛОСА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ - зона демонстрационного знакового поля (чаще всего на границе с экспозиционным знаковым полем), в котором
аудиальные или визуальные объекты действия не могут быть опознаны зрителями как определенно принадлежащие к действию.

А. Монастырский. Краткое пояснение к акции КД “Место действия” и Приложение № 4 к той же акции. 1979. (О смысловой “полосе неразличения” см. А. Монастырский. «О структуре акции “Обсуждение-2”. 1986)

 

ПОНТОГРЮЭЛЬ БОКОВОГО ЗРЕНИЯ - пограничная область между Известным и Неизвестным, «зона инкриминаций», постоянно увеличивающаяся и растущая в своих притязаниях (существующая «на понтах», берущая «на понт»). С. Ануфриев. Понтогрюэль бокового зрения. 1989

 

ПОРНОАНГЕЛИЗМ - беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой культуры потребления
американского и европейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делающие ее местами практически неопознаваемой. М. Рыклин. “Метаморфозы речевого зрения”, из книги “Террорологики”, с.83-96.

 

ПОРНОЛОГИЯ (порнологический шифт, порнологическая граница, порнологическая воронка) - порнология: «оргиастическое» состояние речи (в православной традиции- «блудные брани»; порнологический шифт: постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани»; порнологическая граница: невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречается в текстах Номы, особенно в прозе В. Сорокина); порнологическая воронка: окончательный «срыв» текста, сопровождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эстетический фокус. П. Пепперштейн. Порнология продолжений. 1993

 

ПРЕДМЕТ - РАМА - пластический (“художественный”, стилистический) материал события, “внутри” которого выстраивается “пустое действие”. Часто- как «помойка опредмеченных трансцендентностей». Одна из Категорий КД.

А. Монастырский. Предисловие к 3 т. Поездок за город. 1985. (ПЗГ- стр. 420, 425- в эссе «Цзи-Цзи»).

 

ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - вид изобразительного искусства, при котором зрителю- с помощью сложного фигуративного сюжета, заложенного в произведении- предоставляется самому интерпретировать это произведение. Термин С. Ануфриева начала 80-х годов. Определение предоставлено М. Чуйковой.

 

ПРОГРАММА РАБОТ - в 1975 году Автор (см.) заявил о начале ее осуществления. Предполагалось, что все последующие артистические жесты Автора включаются, втягиваются в заявленную П.Р. Очевидно, так оно и есть, несмотря на то, что впоследствии Автор перестал пользоваться этим термином. В принципе П.Р. означала то же, что потом стало повсеместно обозначаться как Проект. Нарочито безличный, "антипоэтический" пафос самого термина соответствовал тогдашнему устремлению к формализации (вплоть до бюрократизации) так называемого "творческого процесса". Л. Рубинштейн. Работы 1975 г.

 

ПРОСТРАНСТВА ЛИКОВАНИЯ - метро, парки культуры и отдыха, дворцы культуры, особо украшенные залы, где происходит обряд ликования, поражавший и захватывавший многих путешественников (например, Андре Жида в 1936 году). За обязательным для этих пространств экстатическим оптимизмом скрывается глубочайшая депрессия; по сути это закамуфлированные траурные обряды, объект которых в то время еще не может быть назван. М. Рыклин. “Back to Moscow, sans the USSR”, в книге: “Жак Деррида в Москве. Деконструкция путешествия”, Москва, РИК “Культура”, 1993, с. 108-127.

 

ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ (КОНТР)РЕВОЛЮЦИЯ - программная установка на превентивное окультуривание (доместификацию) психоделических пространств. Одновременно означает конкретный исторический период («межпучье», т.е. период между путчем 1991 г. и путчем 1993 г.), когда политическая (контр)революция накладывалась на психоделическую революцию. МГ. Идеотехника и рекреация. 1989.

(Термин П. Пепперштейна).

 

ПСИХОЛЕКСИЧЕСКИЙ ГЕТЕРОГЕНЕЗ - продуцирование другого путем заимствования у текста- литературного, изобразительного,
музыкального и т.п.- его пластики, его «телесных» ресурсов. В. Тупицын. Другое искусства. Ad Marginem. М., 1997

 

ПСИХО-ТРОП - фигура внутренней речи, регулирующая отношения между различными «психемами», то есть формами, в которые умещается психическое содержание. П. Пепперштейн. Из лабораторных записей. 1992

 

ПУСТОЕ - изначальная убежденность в амбивалентности, обратимости понятия «пустого»: оно есть и абсолютное «ничто» и абсолютная «полнота». «Пустое»- не временная или пространственная пауза, а бесконечно напряженное поле, содержащее в потенции все богатство разнообразных смыслов и значений. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993

 

ПУСТОЕ ДЕЙСТВИЕ - внедемонстрационный элемент текста (в акциях КД часто “внедемонстрационное - для зрителей - время происходящего, которое является драматическим центром действия”). А. Монастырский. Комментарий 20.07.1978 г. А.М. Предисловие к 1 т. Поездок за город. 1980

 

ПУСТОТА - необыкновенно активное, «отрицательное» пространство, целиком ориентированное, обращенное к наличному бытию, постоянно желающее «провалить» его в себя, высасывающее и питающееся его энергией. И. Кабаков. «Жизнь мух», Кельн, 1993

 

ПУСТОТНЫЙ КАНОН - наименование группой МГ всего создаваемого корпуса текстов МГ, а также вообще всех «стержневых» текстов НОМЫ. Несколько позднее П.К. (а именно его медгерменевтической части) было присвоено «название»- ПУСТОТНЫЙ КАНОН «ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА». П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988 г.

 

ПУТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ НЕВНИМАНИЯ - способность психически сохранять самостоятельность в условиях, когда ты осведомлен о множестве взаимопротиворечащих доктрин. С. Гундлах Про оккультистов и декадентов. 1991

 

РЕЛЯРЫ (редакционные лярвы) - персонажи, «курирующие» то или иное периодическое издание (напр., Панч в «Панче», Крокодил в «Крокодиле», Мурзилка в «Мурзилке» и т.п.). П. Пепперштейн. Три журнала. 1989

 

РЕЧЕВАЯ (ПАНРЕЧЕВАЯ) КУЛЬТУРА (РЕЧЕВОЕ ЗРЕНИЕ) - культура, в которой план выражения и план содержания принципиально разорваны, так как речевые практики полностью дублируют в себе возможные действия, поступки тел. Тела речевой культуры невменяемы на уровне действия (в плане содержания) не из-за своей извращенности, а в силу того, что речь изначально составляет живую среду их действия. Концепция речевой культуры развивалась М. Рыклиным с 1984 года на материале анализа текстов М. Бахтина и других русских авторов. Изложена в статье “Сознание в речевой культуре” (1988) и других текстах.

 

РПП - рекреационно-психоделическая практика МГ (рекреационно-психоделическая пауза). МГ. Идеотехника и рекреация. 1989

 

РОССИЯ - область проявления подсознательных, деструктивных аспектов западной цивилизации (см. Запад). Б. Гройс. Россия как подсознание Запада. В кн.: Б. Гройс. Утопия и обмен. Знак, М. 1993

 

САКРАЛИЗАТОРЫ - специальные охранные приспособления для защиты «внутреннего» от «внешнего». Сакрализаторами могут быть самые обыкновенные предметы быта. Имея на себе сакрализатор, например, повесив на нос сковородку, а на уши- сапожные щетки, можно появляться в самых «загрязненных» общественных и спиритуальных пространствах и быть защищенным от опасных невидимых излучений. В. Пивоваров. Альбом «Сакрализаторы». 1979

 

СЕМАНТИЯ (СЕМАНТИЧЕСКИЙ СЫР) - поток означиваний, в котором имеются пропуски, каверны. Термин С. Ануфриева 1989 г. Определение предоставлено П. Пепперштейном.

 

СИСТЕМА ЛОЖНЫХ САРКОФАГОВ - метод создания текстовых, инсталляционных, идеологических и др. ловушек, уводящих зрителя от смысла, заложенного в основание работы. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin (7) Wien.

 

СКОЛЬЖЕНИЕ БЕЗ ОБМАНА - термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено.

 

СЛАВА - тотальная объясненность и абсолютное (и, в то же время, спонтанное) упорядочивание. МГ. Текст «Слава» в книге «Латекс». 1988

 

СЛОВАРНОСТЬ - результат смыслового смещения, совершенного по отношению к понятию «словесность». МГ. Словарность. 1988.

(Термин П. Пепперштейна).

 

СОАВТОРСТВО - метод расширения авторской территории за счет разработки чужих, межавторских областей совместными усилиями, что
ведет в итоге к тотальному ее исчезновению. Как метод впервые был рассмотрен в 1980-82 гг. Скерсисом и Захаровым, предложившими многим московским художникам (Мухоморам, КД, Жигалову и Абалаковой, Алексееву и др.) идею совместной работы. В 1983 г. соавторство как метод было рассмотрено В. Захаровым совместно с Н. Столповской, в результате чего были определены три вида соавторства- параллельный, последовательный, предположения. Соавторская деятельность В. захарова с 1977 по 1998 гг. связана со следующими именами: И. Лутц, В. Скерсис, Н. Столповская, С. Ануфриев, МГ, Ю. Альберт, И. Чуйков, А. Гонопольский, И. Соколов.

В. Захаров. См. соавторские работы в МАНИ № 3 и 4.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК - куратор чужого плохого искусства. Б. Гройс. Художник как куратор плохого искусства.

В кн.: Б. Гройс. Утопия и обмен. Знак, М. 1993

 

СОЦ - АRT - форма постмодернизма, использующая различные советские идеологемы- политические, социальные и т.д. Введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 г. Соц-арт как движение был теоретически обоснован М. Тупицыной в статьях «Соц-арт: русский псевдогероический стиль» (1984) и «Соц-арт: русское деконструктивное усилие» (1986)

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - позднеавангардистское направление в русском искусстве 30-х - 40-х годов, сочетающее метод апроприации художественных стилей прошлого с авангардистскими стратегиями, ориентированными на постоянное шокирование зрителя. Крупнейший представитель- Сталин. Б. Гройс. Gesamtkunstwerk Stalin. Hanser. Muenchen, 1988. Русс.: Стиль Сталин в: Б. Гройс. Утопия и обмен. Знак, М. 1993

 

СОЦМОДЕРНИЗМ - социалистический модернизм 1920-30-х годов, существовавший одновременно с соцреализмом, но, в отличие от него, сумевший создать стиль. К числу примеров относятся: архитектура первой линии московского метро, книжный и журнальный дизайн, фотография и фотомонтаж, оформление выставочных павильонов и рабочих клубов и т.д. Отличие соцмодернизма от традиционного авангарда- в «снятии» отрицания. Поэтому соцмодернизм можно считать аффирмативным авангардом.

В. Тупицын. Другое искусства. Ad Marginem. М., 1997

 

СПОКОЙНЫЙ ПОДСЧЕТ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ (СПНП) - нефункиональная практика, продолжающая апофатическую линию КД наперекор ангажированной актуальности конца 90-х годов, Бакштейн-функциям и прочим функциям.Ю. Лейдерман. Дима Булычев. 1996.

Ю. Лейдерман. Спокойный подсчет несуществующих предметов. 1998

 

СТАЛИН - ведущий советский художник-авангардист 30-х - 40-х годов. Убежденный супрематист в искусстве и политике. В то же время герой массовой культуры своего времени. Предвосхитил многие стратегии постмодернизма (см. Социалистический реализм). Б. Гройс. Gesamtkunstwerk Stalin. Hanser. Muenchen, 1988. Русс.: Стиль Сталин в: Б. Гройс. Утопия и обмен. Знак, М. 1993

 

СУВЕНИР - тип объекта, консервирующий в себе память об определенном событии (опредмеченная память). МГ. «Трофей, Сувенир, Атрибут». 1994

 

ТЕДДИ синдром - синдром мгновенного (фантомного) понимания. Предложен А. Монастырским в середине 80-х годов. Получил хождение в текстах МГ. Название синдрома образовано от имени героя рассказа Сэллинджера «Тедди». МГ. Диалог «Тедди». 1988

 

ТЕКСТУРБАЦИЯ (РЕЧЕЛОЖСТВО) - экстаз говорения, отличительная особенность речевых актов в русской культуре. В. Тупицын. Разговор с И. Кабаковым, 1990. Arts, 1991

 

ТЕЛА ТЕРРОРА - одновременно жертвы и агенты определенного типа Террора, уничтожающего тела ради сохранения эйдетической полноты
ортодоксальной речи, понимающего это уничтожение как нечто сугубо позитивное. М. Рыклин.“Тела террора”(1990).

Публиковалось в 1990-1997 гг. на русском, английском, немецком, французском, японском и других языках.

 

ТЕЛЕСНАЯ ОПТИКА - плотское, занижающее зрение, а также умение смотреть на мир (и на себя в нем) «глазами» коммунального тела. Оснащая себя телесной оптикой, индивид приобретает навыки группового зрения. В. Тупицын. Другое искусства. Ad Marginem. М., 1997

 

ТЕЛО-БЕЗ-ИМЕНИ - альтернативная художественная среда, отказавшаяся от наименования и конкретизации своей социо-культурной идентичности с целью физического выживания. В. Тупицын. Другое искусства. Ad Marginem, Москва, 1997

 

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ - словосочетание, пародирующее марксистско-ленинскую теорию искусства, но в названии по сути имеющее в виду относительность и условность всех способов репрезентации. И. Чуйков. Теория отражения I, II, IV, начиная с 1992

 

ТОВАРНАЯ ПАНЕЛЬ ЗНАКОВ - уровень наглядной репрезентации, своего рода полигон знаков, на котором выясняется их  психоэкономическая стоимость. П. Пепперштейн. Белая кошка. 1988

 

ТОТАЛЬНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ - инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без «окон», пространства, часто состоящего из нескольких помещений. Основное, решающее значение при этом имеет ее атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат и т.д., при этом многочисленные, «обычные» участники инсталляции- объекты, рисунки, картины, тексты- становятся рядовыми компонентами всего целого.

И. Кабаков. О тотальной инсталляции. Канц, 1994

 

ТОТ-АRТ - тотальное искусство в тотальной ситуации. Термин введен Н. Абалаковой и А. Жигаловым в 1983 г. (он сменил название группы «Тотальное художественное действие»). Тот-арт является реализацией проекта Абалаковой и Жигалова «Исследование существа искусства применительно к жизни и искусству», в основу которого положен метод критики искусства при помощи самого искусства.

 

ТРЕСНУТАЯ МАТРЕШКА - демонстрационный принцип (в дискурсе), при котором ряд внутренних объектов дискурса демонстрируется без
эстериоризации, через специально подготовленный демонстрационный срез («щель» или «трещина»). П. Пепперштейн. Белая кошка. 1988

 

ТРОФЕЙ - предмет, вынесенный из глубин галлюциноза. П. Пепперштейн. Фонтан-гора. 1993

 

ТУПИК КАК ЖАНР - впервые рассмотрен С. Ануфриевым и В. Захаровым в 1997 г. в процессе работы над проектом, книгой и выставкой с названием «Тупик Нашего времени. Тупик как жанр». С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени.-

Pastor Zond Edidion, Кельн- Москва, 1997

 

УДЕРЖАНИЕ В НЕДОНОСЕ - постоянное прерывание процесса для создания поля неполноценности, бессилия, вялости, недотянутости, незавершенности. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin (7) Wien.

 

УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В НАСТОЯЩЕМ (МЕТОД ДОПОЛНЕНИЙ) - сохранение первоначального смысла произвольно выбранной работы вопреки изменению ее контекста за счет растяжения во времени ее комментирования, выраженного в свободной форме- текста, объекта, рисунка, фотографии и пр., не исключающего иногда переделки самой работы. В. Захаров. Кунстферейн Фрайбург 1989 (каталог).

 

УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОШЛОМ (МЕТОД ОТБЕЛИВАНИЯ) - процесс перманентного стирания смысла, возникающего при изменении контекстуально-временного континуума. В. Захаров. «Побелка Пети и волка на территории гарнитура Мадам Шлюз». Галерея Вальхетурм (каталог) Цюрих 1991

 

УМ - УМ (UM - UM) - термин, противоположный термину «заумь» и относящийся к текстам (чаще всего поэтическим) московской концептуальной школы. Хирт, Вондерс. В месте с текстами о текстах рядом с текстами. Пересмотр теории культуры Московским концептуализмом. 1991

 

У-ТОПОС (УТОПОС) - место, не имеющее своего места, место без места. Термин С. Ануфриева 1989 г.

Определение предоставлено П. Пепперштейном.

 

FAKES (в русском варианте «Имитации») - в названии серии уравнивает живопись как высокое искусство с альфрейными работами как ремеслом, выделяя нанесение знаков на плоскость как суть живописной практики. И. Чуйков. Серия «Fakes» («Имитации»). 1989

 

ФАКТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС - система документирования, с помощью которой выстраиваются метауровни художественного события как результативные контексты эстетического действия. А. Монастырский. Предисловие ко 2 т. Поездок за город. 1983

 

ФАКТОГРАФИЯ-КАК-АФФИРМАЦИЯ - позитивная, некритическая фиксация событий. Пример- «фактовики» (Н. Чужак и другие), «Октябрь», «РОПФ» и другие ассоциации и объединения, действовавшие в 1920-30-е годы. Фактография-как-сопротивление- документирование фактов, расходящихся с официальной версией и ведущих к дестабилизации аффирмативной культуры. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem, М., 1998

 

ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА - ритуальная часть философии. Род деятельности или квазиритуалы, придающие философии практическую
составляющую. Самоидентификация деятельности круга МАНИ, его самое главное открытие. С. Гундлах. Из текстов конца 70-х годов.

 

ФОТОКРЕАЦИЯ - сотворение света, в том числе и «свечений смысла». С. Ануфриев. Фотокреация., 1996

 

ФРАГМЕНТЫ - изолированные и увеличенные куски или конгломераты кусков разных изображений при снятии всякой иерархии. Фрагментация в этом контексте есть выделение и сопоставление самых разных стилевых составляющих с целью демонстрации условности изображения. И. Чуйков. 1982

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ - деятельность, влияющая на уже сложившееся культурно-смысловое пространство в любой его точке, с использованием методов: зондирования, раскачки, симуляции, подмены, опережения, сдерживания, стагнации и других. Термин возник в 1979 г. в период соавторства Захарова и Лутца. Разработан группой СЗ в 1980-84 гг. (повтор акции КД «Либлих» на выставке «Апт-Арт в натуре» и др.). Частично использовался В. Захаровым и С. Ануфриевым в 1986 г. при рассмотрении методов «подбрасывания» идей
и тотальных повторов. В. Захаров. МАНИ №1, 1981

 

ХАЛТУРА (ИСКУССТВО ЭЛИТАРНЫХ ХАЛТУРЩИКОВ) - термин, характеризующий искусство Фурманного и Чистого переулков (1986-90 гг.) С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени.- Pastor Zond Edidion, Кельн- Москва, 1997

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ - поведение художника, не рефлектирующего по поводу конкретной культурно-исторической ситуации и сменяющих друг друга и доминирующих культурно-эстетических мейнстримов, по мере своего утверждения в культуре становящихся художественным промыслом. Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов.

 

ХУДОЖНИК-ПЕРСОНАЖ - фугура посредника между автором произведения и его зрителем. Термин введен С. Гундлахом в 1983 году (см. статью С. Г. «Персонажный автор», 1984, лит. № «А-Я», 1985). Концепция разработана И. Кабаковым. См. текст И. К. «Художник-персонаж», 1985 г. Далее расширение дискурсивной «партитуры» персонажности имело еще два этапа: в 1988 году в диалоге И. Кабакова и

А. Монастырского «Зритель-персонаж», 1988 (сб. МАНИ №4 «Материалы для публикации») Кабаков ввел термин «зритель-персонаж», а в 1989 в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Для журнала «Искусство» А. Монастырским были введены понятия «критик-персонаж» и «идеолог-персонаж».

 

HOMO COMMUNALIS - человек, прошедший коммунальную школу жизни (н-р, живший в коммунальной квартире) или воспитанный в духе коммунальных традиций. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem, М., 1998. HOMO LIGNUM - застылость, одеревенелость сознания. И. Макаревич. Серия работ 1996-1999 годов.

 

ШАГРЕНЕВЫЙ ЭФФЕКТ - метод удержания в минимально-активном состоянии культурной парадигмы минимальными средствами и минимальным количеством людей. В. Захаров. Пастор № 2, 1992

 

ШИЗОАНАЛИЗ - термин Делеза-Гватари из их знаменитой книги “Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения”. Маркирует отличие концепции авторов от психоанализа как репрессивной, ориентированной на переоценку роли семьи (фамилиализм) и невроза практики. Резко поднимает акции “состоявшегося шизофреника”, “машин желания”, записывающих свои импульсы на “теле без органов”. Все эти термины подверглись переосмыслению в московском концептуализме. Термин введен в употребление круга КД с подачи М. Рыклина, сделавшего с 1987 г
оду сокращенный перевод “Анти-Эдипа” (опубликован ИНИОН в 1990 году).

 

ШИЗОИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ - один из основных принципов художественной практики МГ: расщепление на «прямое иллюстрирование» и на «иллюстрирование иллюстрирования». МГ. Идеотехника и рекреация. 1989

 

ШИЗО-КИТАЙ (или «Шизофренический Китай») - акустический эффект «многовековой традиции», создаваемый НОМОЙ с помощью опыта шизофренических «расширений сознания», которым обладают ее участники. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от
18 февраля 1988 г.

 

ШЛЮЗОВАНИЕ - а) метод неосознанного создания в экспозиционном пространстве механизмов выхода, не предусмотренных автором.

б) метод регулирования параллельных процессов за счет их перетекания из одного в другой (в моем случае это относится к деятельности архивной, издательской, художественной, коллекционной). В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов.

 

ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПОЛЕ - система элементов пространственно-временного континуума, не задействованная сознательно авторами в построение текста конкретного произведения, но влияющая на текст в качестве его скрытых мотивационных контекстов. Актуализируется как член коррелятивной пары “демонстрационное знаковое поле - экспозиционное знаковое поле” через дискурс “пустого действия” в эстетической практике КД (см. “Инспираторы”). А. Монастырский. Земляные работы. 1987

 

ЭКСПОНЕМА - единица экспозиционного знакового поля, соотносимая с соответствующим ей элементом демонстрационного знакового поля в парадигматическом ряду(т.е. в системе единиц заданного дискурса). А. Монастырский. Экспонемы концептуализма. 1989

 

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОЭЗИЯ - терминологическое название серии текстов и объектов А. Монастырского (1975-1983), к-рая имеет отношение к разработкам эстетического дискурса КД.

 

ЭП - эмоциональное пространство (сознания зрителя). В демонстрационном поле акций КД временной вектор чувственного восприятия действия (дособытийного, событийного и послесобытийного). Эмоциональная вовлеченность зрителя в происходящее.

Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций КД. 1985

 

ЭСТЕТИКА РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - понятие, предложенное в качестве методологической основы немиметического акционного искусства (в противоположность традиционному драматическому искусству и значительной части хэппенингов). С. Ромашко. Эстетика реального действия. 1980. ПЗГ, стр. 109.

 

ЭСТОНИЯ - наименование круга, который в некотором смысле пришел на смену НОМЕ и сосуществует с ней, дополняя ее. Круг ЭСТОНИЯ включает в себя группы: МГ, ИнспекционнаяКоллегия МГ, Облачная Комиссия, Фензо, ССВ, Четвертая высота, Россия, Тарту, Пярну, КЦС, Диско и др. Круг сформировался в период после второго путча в 1993 г. П. Пепперштейн. Круг Тарту и круг Эстония. 1998

 

«ЭТИЧЕСКИЙ» КОНЦЕПТУАЛИЗМ - тактическое акцентирование (в концептуальной практике) «отношения сохранности», «техницизмов» и предпочтение работать в оппозиции «человек и реальность», в отличие от практик новых эстетических номад, работающих в оппозиции «человек и культура». [ В данном случае под «этическим» (английское «etic») подразумевается «не эмическое» (англ. «emic» в значении «единица структуры языка»), т. е. то, что не обладает семиологической релевантностью (в лингвистике- то, что относится к физическим свойствам языковой материи) ]. А. Монастырский, И. Бакштейн. ТСО или черные дыры концептуализма. 1986, в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. Монастырский. Замечание об этических границах художественного произведения. 1988

 

ЯСНОСТЬ И ПОКОЙ - термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено.